Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Савицкой И.Г., Толкунова В.М., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Карьер «Санниково» Околышева А.В. (доверенность от 27.08.2025), от Министерства лесного комплекса Вологодской области Хрулевой Г.Н. (доверенность от 01.08.2025 № 284), рассмотрев 15.09.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.02.2025 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2025 по делу № А13-13187/2024,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Карьер «Санниково», адрес: 160032, г. Вологда, Воркутинская ул., д. 14б, ОГРН 1103525000061, ИНН 3525234318 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным уведомления Департамента природных ресурсов, лесного и охотничьего хозяйства Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 27, ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968 (далее - Департамент), от 30.07.2024 № ИХ.-03-6201/2024 о допущенных нарушениях условий пользования недрами и возможном досрочном прекращении права пользования недрами как противоречащее нормам законодательства. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, адрес: 191028, Санкт-Петербург, Моховая ул., д. 3, ОГРН 5067847165018, ИНН 7841340833 (далее - управление Ростехнадзора). В порядке статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ответчик известил суд первой инстанции об изменении наименования Департамента на Министерство природных ресурсов и экологии Вологодской области (далее - Министерство) на основании постановления Губернатора Вологодской области от 01.11.2024 № 328 «О переименовании и изменении в структуре исполнительных органов области». Решением суда первой инстанции от 03.02.2025, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.04.2025, оспариваемое уведомление Министерства признано недействительным, на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества. В кассационной жалобе Министерство, указывая на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие их выводов представленным доказательствам и фактическим обстоятельствам спора, просит отменить обжалуемые судебные акты, заявление Общества оставить без удовлетворения. Податель кассационной жалобы полагает, что несоблюдение Обществом за 1 квартал 2024 года согласованного в Плане развития горных работ (далее - ПРГР) объема добычи, является нарушением подпункта 9 пункта 7 Условий пользования недрами, установленных при предоставлении лицензии от 30.06.2010 серии ВОЛ № 80208 ТЭ, являющихся приложением к лицензии (далее - Условия пользования недрами); оспариваемое уведомление направлено заявителю правомерно с целью устранения нарушения и обеспечения выполнения установленного объема добычи на весь год. В судебном заседании представитель Министерства поддержала доводы кассационной жалобы; сообщила, что в соответствии с постановлением Губернатора Вологодской области от 30.07.2025 № 310 Министерство природных ресурсов и экологии Вологодской области переименовано в Министерство лесного комплекса Вологодской области. Представитель Общества просил отказать Министерству в удовлетворении кассационной жалобы. В соответствии с положениями статей 156, 284 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как установлено судами и следует из материалов дела, Обществу выдана лицензия от 30.06.2010 серии ВОЛ № 80208 ТЭ на право пользования участком недр с целевым назначением и видами работ: добыча песков и песчано-гравийной материала на участке «Санниково» месторождения «Комеловское» для дорожного и гражданского строительства в Грязовецком районе Вологодской области в 25 км южнее города Вологды, в 10 км западнее станции Стеблево Северной железной дороги, на правом берегу реки Комелы, на землях колхоза им. 50-летия СССР, на территории сельского поселения Юровское. Срок действия лицензии - до 30.06.2020, который продлен до 19.07.2029. В связи с нарушением подпункта 9 пункта 7 Условий пользования недрами Департаментом в адрес Общества направлено уведомление от 30.07.2024 № ИХ.03-6201/24 о допущенных нарушениях условий пользования недрами и возможном прекращении права пользования недрами, в котором указано на несоответствие объему добычи за 1-й квартал 2024 года согласованному ПРГР на 1-й квартал 2024 года с предложением об устранении вышеуказанного нарушения в течение 3 месяцев. Общество посчитало незаконным уведомление Департамента, а свои права - нарушенными и обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. Суды двух инстанций, придя к выводу о незаконности оспариваемого уведомления, удовлетворили заявление Общества. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы. Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах, Закон № 2395-1). Исходя из статьи 12 Закона № 2395-1 условия пользования участком недр, предусмотренные лицензией на пользование недрами, сохраняют свою силу в течение определенных данной лицензией сроков либо в течение срока пользования участком недр. Изменение этих условий допускается в случаях и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12.1 указанного Закона. В силу пунктов 2, 10 статьи 22 Закона № 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами. Частью 2 статьи 20 Закона № 2395-1 предусмотрено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, указанными в части первой статьи 21 Закона № 2395-1, в случаях: нарушения пользователем недр условий лицензии на пользование недрами, однократное несоблюдение которых в соответствии с такой лицензией является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами (пункт 2); систематического (два и более раза в течение четырех лет) нарушения условий пользования участком недр по лицензии на пользование недрами (пункт 3); если пользователь недр в течение установленного лицензией на пользование недрами срока не приступил к осуществлению пользования недрами (пункт 4). Как следует из материалов дела, в качестве правового основания для направления Уведомления и досрочного прекращения права пользования недрами Министерством приведен пункт 2 части 2 статьи 20 Закона № 2395-1. В соответствии с частью девятой статьи 21 Закона № 2395-1 порядок прекращения права пользования недрами, в том числе досрочного, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничения права пользования недрами в отношении участков недр местного значения устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На территории Вологодской области действует Порядок прекращения права пользования недрами, в том числе досрочного, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничения права пользования недрами в отношении участков недр местного значения, утвержденный постановлением Правительства Вологодской области от 13.12.2021 № 1399 (далее - Порядок № 1399). Согласно подпункту 2.10.2 пункта 2.10 Порядка № 1399 основанием для направления пользователю недр письменного уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях и необходимости их устранения (далее - уведомление о допущенных нарушениях) является в том числе нарушение пользователем недр условий лицензии на пользование недрами, однократное несоблюдение которых в соответствии с такой лицензией является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами. Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что нарушений подпункта 9 пункта 7 Условий пользования недрами Обществом не допущено. В Уведомлении Обществу указано на нарушение объема добычи за 1-й квартал 2024 года. Объем добычи недропользователя составил 5,69 тыс. м(3), согласованный объем добычи в ПРГР - 11,6 тыс. м(3). Управлением Ростехнадзора на запрос информации представлены сведения, что ПРГР согласованы объемы на 1-4 кварталы 2024 года в размере 11,6, 12,4, 13,1, 12,9 тыс. м(3 )соответственно; уведомления об изменении среднегодового объема добычи в адрес Министерства не направлялись. В соответствии с пунктом 6 Условий пользования недрами среднегодовой объем добычи минерального сырья на период действия лицензии определяется планами развития горных работ и ориентировочно составляет 250 тыс. м(3). Согласно пункту 5 Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1466 (далее - Правила № 1466), ПРГР составляется на 1 год по всем планируемым видам горных работ. В силу пункта 6 Правил № 1466 планы и схемы развития горных работ составляются на основе утвержденной в установленном порядке проектной документации, условий лицензий на пользование недрами, соглашений о разделе продукции и требований, регламентирующих выполнение работ, связанных с пользованием недрами. На основании пункта 7 Правил № 1466 подготовка планов и схем развития горных работ осуществляется пользователем недр или юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), привлекаемым пользователем недр, которые имеют лицензию на производство маркшейдерских работ. Планы и схемы развития горных работ до их утверждения подлежат согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (пункт 8 Правил № 1466). В силу пункта 20 Правил № 1466 планы и схемы развития горных работ, а также вносимые в них изменения (дополнения), согласованные в соответствии с настоящими Правилами, утверждаются руководителем организации - пользователя недр до начала производства работ, предусмотренных в этих планах и (или) схемах. Подпунктом "а" пункта 6 Приложения 11 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации» (далее - Постановление № 353) для твердых полезных ископаемых допускается уменьшение фактической годовой добычи полезных ископаемых не более чем на 80 процентов от проектной величины, утвержденной в техническом проекте разработки месторождения полезных ископаемых, без внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых по письменному уведомлению пользователем недр Федерального агентства по недропользования или его территориального органа, а в отношении участков недр местного значения - исполнительного органа субъекта Российской Федерации. Отклоняя соответствующие доводы Министерства, суды указали, что при отсутствии обязанности по внесению изменений в технический проект разработки месторождения в части планируемых (проектируемых) объемов добычи в соответствии с Постановлением № 353, при условии уведомления исполнительного органа субъекта Российской Федерации отсутствует и необходимость корректировки ПРГР, поскольку он составляется на основе проекта, а также в связи с тем что, отклонения уровней добычи не могут быть скорректированы планами в период, предшествующий планируемому. О фактическом уровне добычи пользователь недр узнает по окончании отчетного периода. В рассматриваемом случае необходимость внесения изменений в ПРГР в связи с изменением поквартального объема добычи Министерством не обоснована. Ссылки в жалобе на наличие нарушения, поскольку объем добычи за 1-й квартал 2024 года не соблюден, изменения в ПРГР не внесены, судами обоснованно не приняты во внимание, поскольку ни законодательством о недрах, ни условиями лицензии не предусмотрено установление обязанности недропользователя по квартальному соблюдению объема добычи полезного ископаемого. Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно учли, что Министерством не доказан факт нарушения пользователем недр условий лицензии, однократное несоблюдение которых в соответствии с такой лицензией является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами. Из оспариваемого Уведомления следует, что основанием для прекращения пользования недрами указан пункт 2 части 2 статьи 20 Закона № 2395-1, который предусматривает прекращение такого права при наличии нарушения недропользователем условий лицензии, однократное несоблюдение которых в соответствии с такой лицензией является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами. Следовательно, основанием направления уведомления послужил абзац второй подпункта 2.10.2 пункта 2.10 Порядка № 1399. Применение указанных положений и аналогичных положений абзаца второго подпункта 2.10.2 пункта 2.10 Порядка № 1399 обусловлено наличием в лицензии на пользование недрами перечня таких нарушений. Частью пятой статьи 12 Закона № 2395-1 определено, что условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается в случаях и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12.1 Закона № 2395-1. Судами установлено и материалам дела не противоречит, что лицензия серии ВОЛ № 80208 ТЭ и Условиях пользования недрами не содержат условия о том, что нарушение подпункта 9 пункта 7 Условий пользования недрами, относится к нарушениям, однократное несоблюдение которых в соответствии с такой лицензией является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами. Таким образом, вопреки доводам Министерства, является верным вывод судов о том, что отсутствие в лицензии упоминания о нарушениях, однократное несоблюдение которых в соответствии с такой лицензией является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами, означает невозможность применения такого основания для досрочного прекращения права пользования недрами. Довод Министерства о том, что нарушение любого лицензионного условия может служить основанием для досрочного прекращения права пользования недрами, признан судами несостоятельным, противоречащим принципам правового регулирования данной сферы, поскольку, все существенные условия лицензии, в том числе основания для досрочного прекращения права пользования недрами, должны быть очевидны и понятны лицензиату и доведены до него в прямой и доступной форме, также должны быть внесены соответствующие изменения в условия пользования недрами. Все риски отсутствия таких изменений недропользователь не должен нести, поскольку его добросовестность предполагается в силу презумпции действующего правопорядка. С учетом изложенного Министерство не доказало возникновение у него правовых оснований для направления Обществу оспариваемого уведомления. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях, и им дана надлежащая правовая оценка. Вопреки доводам Министерства, нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ). Иное толкование Министерством положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, не опровергают выводы судов. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено. При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.02.2025 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2025 по делу № А13-13187/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Вологодской области - без удовлетворения.
|