Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Гарантия-Плюс» Береснева Д.С. (доверенность от 09.01.2025), рассмотрев 30.09.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного Комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.02.2025 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2025 по делу № А26-9751/2024, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Гарантия-Плюс», адрес: 185001, Республика Карелия, город Петрозаводск, Советская улица, дом 31, помещение 15, ОГРН 1051000005759 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, адрес: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Фридриха Энгельса, дом 4, ОГРН 1091001011265 (далее - Комитет), о признании недействительным предписания от 18.10.2024 № ЛК117/067/327. Решением от 03.02.2025 заявленные требования удовлетворены. Постановлением апелляционного суда от 20.05.2025 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить. В судебном заседании представитель Общества, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта, просил в удовлетворении жалобы отказать. Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Законность судебных актов проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 19.08.2024 в Комитет поступило обращение жильцов квартиры № 5, расположенной по адресу: г. Петрозаводск, Первомайский пр., д. 22А, о том, что в квитанциях за июнь - июль 2024 года Общество необоснованно (в отсутствие решения общего собрания собственников помещений МКД) выставило к оплате дополнительные расходы по содержанию общедомового имущества и по текущему ремонту. На основании решения от 17.09.2024 № ЛК 117/Р/321 Комитетом проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом требований жилищного законодательства. В ходе проверки Комитетом установлено, что Общество с 2008 года на основании договора управления осуществляет управление и является исполнителем жилищных и коммунальных услуг в отношении собственников и нанимателей помещений многоквартирного дома по адресу: г. Петрозаводск, Первомайский пр., д. 22А (далее - МКД) в соответствии с протоколом от 22.10.2015 общего собрания собственников помещений МКД. Общество является владельцем лицензии от 30.04.2015 № 54 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. По результатам проверки составлен акт от 18.10.2024 № ЛК146/А/321, согласно которому Комитетом выявлены нарушения Обществом требований части 2 статьи 154 ЖК РФ, части 7 статьи 156 ЖК РФ, выразившиеся в выставлении Обществом дополнительной платы в платежных документах за период с июня 2024 года по август 2024 года собственникам/нанимателям помещений в МКД по строкам «Дополнительные работы по содержанию ОИ МКД» в размере 1,20 руб./кв. м и «Дополнительные работы по текущему ремонту» в размере 9,73 руб./кв. м. На основании указанного акта, Обществу выдано предписание от 18.10.2024 № ЛК117/067/327, согласно которому Обществу надлежит в течение 20 рабочих дней со дня получения предписания произвести корректировку платы собственникам/нанимателям помещений МКД, выставленной в платежных документах за июнь - август 2024 года по строкам «Дополнительные работы по содержанию ОИ МКД» в размере 1,20 руб./кв. м и «Дополнительные работы по текущему ремонту» в размере 9,73 руб./кв. м, путем исключения данной платы. Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд. Суды двух инстанций пришли к выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления Общества. Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам. Судебные инстанции, ссылаясь на положения части 4 статьи 158, части 1 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, на разъяснения, содержащие в пунктах 14, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме, по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2006 № 491, исходя из того, что собственники не приняли решение об утверждении нового размера оплаты на содержание общего имущества, сделали вывод о том, что Общество правомерно доначислило плату за содержание общего имущества МКД. Суды пришли к выводу об отсутствии в действиях Общества нарушения жилищного законодательства. Однако суды, признавая предписание Комитета недействительным, не учли следующее. В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. В соответствии с частями 1, 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника/нанимателя помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи (часть 7 статьи 156 ЖК РФ). Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование (часть 1 статьи 44 ЖК РФ). В силу подпункта «ж» пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила № 416), управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением, в том числе, следующих стандартов: - организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: - начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; - оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме. Основанием для выставления платежных документов собственникам/нанимателям помещений многоквартирного дома является законное управление многоквартирным домом, подтверждением которого является, в том числе договор управления. Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Процедура установления и изменения платы за управление и содержание общего имущества в многоквартирном доме регламентирована нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства и направлены, прежде всего, на обеспечение гарантии прав и интересов собственников жилых помещений как более слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией. Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможность повышения размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (платы за жилое помещение) управляющей организацией по своему усмотрению в отсутствие решения собрания собственников помещений. Решение об установлении дополнительной платы за услуги, оказываемые собственникам помещений, может быть принято только общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, так как в компетенцию общего собрания собственников помещений входит вопрос об установлении размера платы за содержание общего имущества. В данном случае из материалов дела видно, что в соответствии с протоколом от 22.10.2015 общего собрания собственников помещений МКД принято решение с 01.11.2015 утвержден перечень расходов на техническую эксплуатацию общего имущества многоквартирного дома, включающую плату за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества МКД в размере 20,33 руб. кв.м. На основании обращений жителей МКД Общество выполнило работы по ремонту инженерных сетей КНС диаметром 110 стоимостью 73 000 руб., в том числе с применением гидродинамической промывкой) за счет собственных средств с последующим предъявлением собственникам к возмещению в рассрочку на 7 месяцев в размере 10,93 (1,20+9,73) с 1 кв.м. общей площадью помещения. Фактическое выполнение работ подтверждается актами (нарядами) выполненных работ. Общество в платежных документах за июнь, июль, август 2024 года произвело начисление платы по строкам «Дополнительные работы по содержанию ОИ МКД» в размере 1,20 руб./кв.м. и дополнительные работы по текущему ремонту» в размере 9.73 руб. /кв.м. собственникам / нанимателям МКД. Судами установлено и из материалов дела видно, что в рамках проверки Комитетом было установлено, что собственниками/нанимателями помещений в МКД решение о проведении работ по ремонту инженерных сетей КНС и выставление дополнительной платы в платежных документах за период июнь, июль, август 2024 года не принималось. Обществом не подтверждена недостаточность средств, собранных в собственников помещений МКД в качестве платы за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД в утвержденном протоколом от 22.10.2015 в размере для проведения вышеназванных работ в целях надлежащего содержания. Таким образом, следует согласиться с выводом Комитета о том, что выставление дополнительной платы в платежных документах за период с июня 2024 года по август 2024 года собственникам/нанимателям помещений в МКД по строкам «Дополнительные работы по содержанию ОИ МКД» в размере 1,20 руб./кв. м и «Дополнительные работы по текущему ремонту» в размере 9,73 руб./кв. м. произведено управляющей компанией неправомерно и является нарушением части 2 статьи 154, части 7 статьи 156 ЖК РФ. Вывод судов об обратном являются неверными. Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют обстоятельствам дела, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, при этом суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт - об отказе Обществу в удовлетворении заявления. Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа. п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.02.2025 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2025 по делу № А26-9751/2024 отменить. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Гарантия-Плюс» отказать.
|