Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



5

А56-47863/2023



071/2025-56509(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

06 ноября 2025 года

Дело №

А56-47863/2023


     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А.,            Кудина А.Г.,
     при участии от акционерного общества «Невский экологический оператор» Васильева И.В. (доверенность от 10.12.2024), Иванова Д.А. (доверенность от 15.04.2025),
     рассмотрев в открытом судебном заседании 29.10.2025 кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Орегон» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2025 по делу № А56-47863/2023,
                                                   у с т а н о в и л:
     общество с ограниченной ответственностью «Орегон», адрес: Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д.71, лит.А, оф.115, ОГРН 1217800075393, ИНН 7802894027 (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к акционерному обществу «Невский экологический оператор», адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, пом. 1Н-23 (часть), ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - АО «НЭО», Региональный оператор, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 10.02.2023 № 1306213-2023/ТКО (далее - Договор) по пунктам 1.4, 2.1, 4.1, 8.1, раздела 2 и раздела 3 Приложения № 1 к Договору, Приложения № 3 к Договору (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
     Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, адрес: 191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д.20, лит.В, ОГРН 1037828007030; ИНН 7815015523 (далее - Комитет).
     Решением суда первой инстанции от 10.03.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.04.2024, разногласия по спорным условиям Договора урегулированы следующим образом: - пункты 1.4, 2.1, 4.1, 8.1 Договора, а также раздел 2 Приложения № 1 столбцы «Тип контейнера», «Метод учета» и условие по периодичности вывоза отходов приняты в редакции Регионального оператора, раздел 3 Приложения № 1 к Договору - не исключать, а требование об исключении Приложения № 3 к Договору оставлено без рассмотрения.
     Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.10.2024, решение суда первой инстанции от 10.03.2024 и постановление апелляционного суда от 15.04.2024 по настоящему делу отменены в части урегулирования разногласий, возникших при заключении указанного Договора, а конкретно - по пункту 4.1, раздела 2 Приложения № 1 к Договору; в указанной части дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции; в остальной части судебные акты оставлены без изменения.
     По результатам нового рассмотрения, решением суда от 19.03.2025 разногласия условий Договора (в отмененной судом округа части) урегулированы следующим образом:
     - пункт 4.1 изложен в редакции Регионального оператора: стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (ТКО) в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2024 № 671 «О коммерческом учете объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» (Правила № 671) расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов в показателях объема и (или) массы и количества расчетных единиц, используемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов;
     При определении объема ТКО по нормативам накопления ТКО, в случае изменения нормативов накопления ТКО, такие нормативы применяются к отношениям сторон с даты вступления в силу (начала действия) соответствующего нормативного акта уполномоченного органа исполнительной власти Санкт-Петербурга (Распоряжение Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга), независимо от заключения сторонами дополнительного соглашения;
     - в раздел 2 Приложения № 1 Договора не добавлять фразу - «Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов размещается на сайте Регионального оператора spb-Neo.ru в виде Графика вывоза ТКО.»;
     - в разделе 2 Приложения № 1 столбцы «Тип контейнера» и «Метод учета» изложить в редакции Регионального оператора;
     - раздел 3 Приложения № 1 не исключать.
     Постановлением апелляционной инстанции от 26.05.2025, решение суда первой инстанции от 19.03.2025 изменено путем исключения из резолютивной части решения шестого абзаца, а именно, указания на «не исключение - раздела 3 Приложения № 1», поскольку при первоначальном рассмотрении дела эти требования истцом не выдвигались и были оставлены судом без рассмотрения. В остальной части решение оставлено апелляционным судом без изменения.
     В кассационной жалобе Общество ссылается на неправильное применение судом норм материального права, настаивая на необоснованном применении к спорным правоотношениям положений Правил № 671, а не подлежащих применению в период возникновения разногласий по рассматриваемому Договору Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 (далее - Правила № 505); также обращает внимание на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, чем нарушены требования пунктов 1 и 3 части 1 статьи 270 , статьи 288 АПК РФ.
     В судебном заседании представители Регионального оператора с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве.
     Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
     Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы (т.е. правомерности применения судами Правил № 671).
     Сторонами не отрицается, что основной причиной разногласий на данном этапе судебного разбирательства является редакция пункта 4.1. Договора и связанных с ним пунктов: Общество настаивает на осуществлении коммерческого учета ТКО расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО и изложения соответствующей редакции Договора с учетом Правил № 505, а Региональный оператор - исходя из норматива накопления ТКО с учетом действующих с 01.09.2024 Правил № 671 и того, что период урегулирования в судебном порядке закончен в 2025 году.
     Как было указано ранее, суд первой инстанции своим решением от 10.03.2024 урегулировал спорный пункт Договора в редакции Регионального оператора на основании действовавших в тот период Правил № 505 и фактических обстоятельств: расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО. Апелляционный суд своим судебным актом от 15.04.2024 такой вывод суда поддержал.
     Однако с 01.09.2024 вступили в силу Правила коммерческого учета за № 671, которые приняты взамен ранее действовавших до 01.09.2024 Правил № 505 (на что обратил внимание суд округа в своем постановлении от 10.10.2024).
     Означенными Правилами № 671 (пунктом 6), применительно к предмету спора, предусмотрено, что коммерческий учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется:
     а) расчетным путем исходя из:
     - нормативов накопления твердых коммунальных отходов в показателях объема и (или) массы и количества расчетных единиц, используемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов;
     - количества и объема контейнеров, бункеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, в которых осуществляется складирование твердых коммунальных отходов, в показателях объема и (или) массы с учетом графика вывоза, а также с учетом средней плотности твердых коммунальных отходов, определенной в соответствии с пунктом 5 Правил (в случае, если коммерческий учет осуществляется в показателях массы);
     б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
     В случае если органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1.1 статьи 24.10 Закон № 89-ФЗ определен способ расчета объема и (или) массы ТКО и (или) утвержден порядок выбора указанного способа, в целях осуществления расчетов с потребителями коммерческий учет объема и (или) массы ТКО осуществляется в соответствии с указанным способом и (или) порядком выбора указанного способа (пункт 7 Правил № 671).
     В иных случаях в целях осуществления расчетов с потребителями коммерческий учет объема и (или) массы ТКО осуществляется в соответствии с пунктами 8 - 12 Правил № 671.
     В ходе нового рассмотрения дела, определяя условия пункта 4.1. Договора (и взаимосвязанные с ним условия приложения № 2 к Договору) в редакции Регионального оператора, суды пришли к правомерному выводу, что спорные условия Договора о порядке накопления объема ТКО подлежат определению с учетом действия Правил № 671, уже вступивших в силу на момент принятия 19.03.2025 (решения) и 26.05.2025 (постановления).
     Иное восприятие истцом возможности продолжать руководствоваться и применять уже не действующие на момент принятия судебных актов Правила № 505 относится исключительно к его субъективному усмотрению и не влияет на правовую позицию судов в этой части.
     Вопреки позиции Общества о необходимости распространения новой редакции Договора начиная с января 2023 года (направления заявки и протокола разногласий к Договору), суды учли требования пункта 4 статьи 421 и пункта 1 статьи 422 ГК РФ (необходимость соответствия договора обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами/императивным нормам, действующим в момент его заключения), статей 445, 446 ГК РФ и данных по этому поводу разъяснений, содержащиеся в пункте 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», согласно которым, при принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, договор считается заключенным с момента вступления в законную силу решения суда, т.е. в нашем случае предусмотрена возможность распространения действия спорной редакции Договора только на будущее время.
     Вывод судов о недоказанности наличия у Общества совокупности условий необходимых для учета ТКО по количеству и объему контейнеров, предусмотренных вышеупомянутыми пунктами Правил № 671, истцом не опровергнут.
     Доводы, приведенные истцом в кассационной жалобе, суд округа рассмотрел и отклонил, поскольку оценка доказательственной базы и установление на ее основании фактических обстоятельств дела - прерогатива судов первой и апелляционной инстанций. Суд кассационной инстанции не вправе переоценить выводы судов, основанные на представленных в материалы дела доказательствах, переоценивать данные доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций (статьи 286 и 287 АПК РФ).
     Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2025 по делу № А56-47863/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Орегон» - без удовлетворения.
 

Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

О.А. Алешкевич
А.Г. Кудин