Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Филиппова А.Е., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Комсомольский песок» Антонова А.В. (доверенность от 21.10.2024), от Министерства градостроительной политики Калининградской области Шадриной А.А. (доверенность от 25.11.2024), рассмотрев 22.10.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства градостроительной политики Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2025 по делу № А21-8310/2024, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Комсомольский песок», адрес: 236022, Калининград, Красная ул., д. 63а, лит. CXII лит. А, оф. 112, ОГРН 1123926000714, ИНН 3901501992 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Правительству Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1023900771300, ИНН 3905015665 (далее - Правительство), и Министерству градостроительной политики Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1223900002501, ИНН 3906411326 (далее - Министерство), о признании незаконным оформленного письмом от 05.06.2024 № 3884-МГП решения об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 39:02:290002:353, площадью 20 357 кв.м, расположенного по адресу: Калининградская обл., Гвардейский р-н, в районе пос. Комсомольск, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения для геологического изучения, разведки и добычи песка на проявлении «Комсомольское II», а также об обязании Правительства принять соответствующее решение об изменении категории названного участка. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Трухачев Вячеслав Михайлович. Решением Арбитражного суда Калининградской области от 18.10.2024 требования Общества удовлетворены. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2025 данное решение оставлено без изменения. В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 18.10.2024 и постановление от 30.04.2025, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления. Податель жалобы считает, что оснований для неприменения при рассмотрении вопроса о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию Генерального плана муниципального образования «Гвардейский городской округ» Калининградской области, утвержденного приказом Министерства от 18.08.2023 № 36, не имелось; указывает, что схема территориального планирования Калининградской области, утвержденная постановлением Калининградской области от 10.07.2023 № 314, которой руководствовались суды при разрешении спора, не регламентирует каким-либо образом территорию расположения спорного земельного участка. В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения. Правительство считается извещенным в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществу выдана лицензия от 22.07.2015 серии КЛГ № 80025ТР на пользование недрами с целевым назначением и видами работ по геологическому изучению разведке и добыче песка на проявлении «Комсомольское II» и добыче торфа на части месторождения торфа «Семеновское» в границах горного отвода сроком до 31.12.2035. Как указало Общество, в пределах соответствующего горного отвода расположен земельный участок с кадастровым номером 39:02:290002:353, площадью 20 357 кв.м, находящийся по адресу: Калининградская обл., Гвардейский р-н, пос. Комсомольск (далее - Участок). Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) Участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования - хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, принадлежит на праве собственности Трухачеву В.М. Участок передан Обществу во временное владение и пользование на условиях договора аренды земельного участка от 06.05.2024 № 1. Общество обратилось в Министерство с заявлением о переводе Участка из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» для последующего использования земельного участка в целях геологического изучения, разведки и добычи песков в соответствии с имеющейся лицензией на пользование недрами. Письмом от 05.05.2024 № 3884-МГП Министерство сообщило Обществу о возврате документов о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, сославшись на несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельного участка функциональному зонированию, предусмотренному Генеральным планом муниципального образования «Гвардейский городской округ Калининградской области». Полагая, что решение Министерства, выраженное в письме от 05.05.2024 № 3884-МГП, не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу. Суды первой и апелляционной инстанций требования Общества обоснованными и удовлетворили их. Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи со следующим. В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Согласно статье 8 ЗК РФ порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Общий порядок перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую регулируется Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон № 172-ФЗ). В соответствии со статьей 1 Закона № 172-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, данным федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в ряде исключительных случаев, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пункт 8 части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ). Согласно статье 4 Закона № 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: 1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; 2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации. В соответствии с правовой позиций, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2024 № 56-П «По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктов 1 и 3 статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Карьер Приморский», перевод земельного участка в другую категорию при выдаче лицензии на пользование недрами не является автоматическим, предполагает принятие уполномоченным органом решения при отсутствии к тому установленных законом препятствий согласно статье 4 Закона № 172-ФЗ. В данном случае оспариваемое решение Министерства мотивировано несоответствием испрашиваемого целевого назначения Участка утвержденным документам территориального планирования, а именно - генеральному плану муниципального образования «Гвардейский городской округ» Калининградской области, утвержденного приказом Министерства от 18.08.2023 № 36, которым территория, в пределах которой расположен Участок, отнесена к зоне сельскохозяйственного использования - зоне для размещения объектов сельскохозяйственного назначения, предназначенных для ведения сельского хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, для целей аквакультуры (рыболовства), научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством, создания защитных лесных насаждений, развития объектов сельскохозяйственного назначения, для размещения садоводческих, огороднических некоммерческих товариществ, а также для размещения сопутствующих объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Отклоняя доводы Министерства о наличии в данном случае предусмотренного пунктом 3 статьи 4 Закона № 172-ФЗ основания для отказа в переводе Участка из земель категории сельскохозяйственного назначения в иную категории, суды исходили из того, что Генеральный план муниципального образования «Гвардейский городской округ» Калининградской области не подлежит применению при рассмотрении вопроса об изменении категории земель по исключительному случаю, предусмотренному пунктов 8 части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ, а документом территориального планирования, подлежащим учету при разрешении этого вопроса, является схема территориального планирования Калининградской области. При этом суды не учли следующее. Частью 2 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации, документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований. Согласно части 3 той же статьи документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документам территориального планирования субъекта Российской Федерации, со дня утверждения (часть 3.3 статьи 9 ГрК РФ). Частью 3 статьи 14 ГрК РФ предусмотрено, что схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям: 1) транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 2) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий; 3) образование; 4) здравоохранение; 5) физическая культура и спорт; 5.1) энергетика; 6) иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации. В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъекта Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, муниципального округа, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов (часть 4 той же статьи). В соответствии с пунктом 19 статьи 1 ГрК РФ виды объектов регионального значения в указанных в части 3 статьи 14 названного Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации. Виды объектов регионального значения, подлежащие отображению на схемах территориального планирования Калининградской области, определены статьей 8 Закона Калининградской области от 05.07.2017 № 89 «О градостроительной деятельности на территории Калининградской области» (далее - Закон № 89). Согласно статье 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов; 4) генеральные планы муниципальных округов. В соответствии с частью 1 статьи 23 ГрК РФ подготовка генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа (далее также - генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения, такого муниципального округа или такого городского округа. Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа. Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: 1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; 2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 ГрК РФ). Месторождения полезных ископаемых в статье 8 Закона № 89 в числе объектов, подлежащих в соответствии с частью 3 статьи 14 ГрК РФ отображению на схеме территориального планирования Калининградской области, не поименованы. Положениями статьи 14 ГрК РФ в схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации не предусмотрено определение категорий земель и функционального зонирования земельных участков. Из содержания схемы территориального планирования Калининградской области не следует, что территория Участка является объектом регулирования соответствующего документа территориального планирования. Оснований считать, что генеральный план муниципального образования «Гвардейский городской округ» Калининградской области, утвержденный приказом Министерства от 18.08.2023 № 36, в отношении спорной территории противоречит схеме территориального планирования Калининградской области, и в связи с этим с учетом части 3.3 статьи 9 ГрК РФ не подлежит применению, не имеется. Выводы судов, мотивированные необходимостью применения в данном случае при решении вопроса наличии о переводе Участка в другую категорию исключительно схемы территориального планирования Калининградской области, без учета документов территориального планирования муниципального образования, сделаны без учета положений статьи 14 ГрК РФ, статьи 8 Закона № 89, в связи с чем не могут быть признаны соответствующими нормам материального права. Генеральный план муниципального образования «Гвардейский городской округ» Калининградской области является документом территориального планирования муниципального образования; карта функциональных зон в соответствии с частью 4 статьи 23 ГрК РФ является частью соответствующего документа. Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что согласно карте функциональных зон указанного Генерального плана муниципального образования «Гвардейский городской округ» Калининградской области Участок расположен в зоне сельскохозяйственного использования. Испрашиваемое Обществом целевое назначение Участка не соответствует утвержденному в отношении территории его расположения документу территориального планирования, что согласно статье 4 Закона № 172-ФЗ является основанием для отказа в его переводе из одной категории земель в другую. При таких обстоятельствах оснований для признания оспариваемого заявителем решения Министерства незаконным у судов не имелось. Поскольку суды исследовали все обстоятельства, имеющие значение для дела, но неправильно применили нормы материального права, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления. Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2025 по делу № А21-8310/2024 отменить. В удовлетворении заявления отказать.
|