Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



4

А66-7282/2022



819/2025-56561(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

07 ноября 2025 года

Дело №

А66-7282/2022


     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей  Герасимовой Е.А., Троховой М.В.,
     при участии от администрации города Твери представителя Ковалевой И.И. (доверенность от 24.06.2025 № 22), от Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери представителя Ковалевой И.И. (доверенность от 25.10.2024 № 30), от Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери представителя Ковалевой И.И. (доверенность от 06.02.2024 № 19),  от конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью «Тверская генерация» Игнатенко А.А. представителя Мелехиной Т.И. (доверенность от 01.01.2025), от общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Тверь» представителя Кузовкиной Е.А. (доверенность от 18.12.2024 № 012-0135),
     рассмотрев 28.10.2025 в судебном заседании кассационную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери на определение Арбитражного суда Тверской области от 06.03.2025 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2025 по делу № А66-7282/2022,

у с т а н о в и л:

     решением

 Арбитражного суда Тверской области от 01.12.2022 общество с ограниченной ответственностью «Тверская генерация», адрес: 170003, г. Тверь, Петербургское ш., д. 2, каб. 12, ОГРН 1106906000068, ИНН 6906011179 (далее - Общество), признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Игнатенко Алексей Алексеевич.
     Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери (далее - Департамент ЖКХ) обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения собрания кредиторов от 19.10.2023 по первому вопросу повестки. Одновременно Департамент ЖКХ заявил ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд с настоящим заявлением.
     К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области и муниципальное образование город Тверь в лице администрации города Твери.
     Определением Арбитражного суда Тверской области от 06.03.2025, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2025, в удовлетворении заявления отказано.
     В кассационной жалобе Департамент ЖКХ, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела,  просит  определение от 06.03.2025 и постановление от 18.06.2025 отменить, направить спор на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Департамент ЖКХ также указывает, что о решении собрания кредиторов Общества от 19.10.2023 узнал только 17.09.2024 при рассмотрении иного обособленного спора и, поскольку не является кредитором Общества, срок на его обжалование следует исчислять с момента, когда заявитель узнал о нарушении его права.
     Отказывая в удовлетворении требований, суды не приняли во внимание, что оспариваемым решением собрания кредиторов Общества утверждено Положение о сроках, порядке и условиях продажи имущественного комплекса должника  без учета того, что в состав единого имущественного комплекса Общества включено, в том числе, имущество, подлежащее возврату ООО «Экко». Также в составе единого имущественного комплекса Общества находятся объекты, права на которые не зарегистрированы в установленном законом порядке, между тем, на незарегистрированные объекты могут иметься иные притязания третьих лиц.  По мнению подателя жалобы, включение в состав единого имущественного комплекса и последующее выставление на торги незарегистрированного в установленном законом порядке имущества, а также имущества, принадлежащего ООО «Экко», отразилось на цене лота и привело в дальнейшем к принятию собранием кредиторов Общества 18.06.2024 незаконного решения о передаче нереализованного имущественного комплекса должника в муниципальную собственность.
     Кроме того, при передаче данного имущественного комплекса в муниципальную собственность Департамент ЖКХ в отсутствие технической документации, сведений о технических характеристиках имущества не имеет возможности определить организацию, способную содержать и обслуживать имущественный комплекс, относящийся к теплоснабжению, а  организация, уполномоченная на теплоснабжение, в дальнейшем не сможет получить тариф на тепловую энергию, поскольку технические характеристики имущества не известны.
     В отзывах на кассационную жалобу Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери и конкурсный кредитор  Грибков М.Ю. поддержали изложенные в ней доводы, а конкурсный управляющий Игнатенко А.А. и ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» в своих отзывах просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
     В судебном заседании представитель администрации города Твери, а также Департамента ЖКХ и Департамента управления имуществом просила удовлетворить кассационную жалобы, а представители конкурсного управляющего и ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» возражали против ее удовлетворения.
     Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела, 19.10.2023 конкурсным управляющим Общества по собственной инициативе созвано и проведено собрание кредиторов должника (протокол собрания от 19.10.2023 № 4), в котором приняли участие представители конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, обладающие 95,96 % голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов должника на дату проведения собрания.
     В повестку собрания были включены следующие вопросы:
     1) утвердить Положение о сроках, порядке и условиях продажи имущественного комплекса Общества, непосредственно используемого для реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, единым лотом;
     2) отложить утверждение Положения о порядке, сроках и условиях продажи в отношении дебиторской задолженности перед Обществом до реализации имущественного комплекса единым лотом и прекращения ведения должником хозяйственной деятельности;
     3) отложить утверждение Положения о порядке, сроках и условиях продажи в отношении товарно-материальных ценностей, принадлежащих Обществу, не входящих в единый лот и использующихся в текущей хозяйственной деятельности, до реализации имущественного комплекса единым лотом и прекращения ведения должником хозяйственной деятельности.
     Собранием кредиторов большинством голосов принят ряд решений, в том числе решение утвердить Положение о сроках, порядке и условиях продажи имущественного комплекса Общества, непосредственно используемого для реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, единым лотом (далее - Положение).
     Полагая, что данное решение принято с нарушением его прав как органа, уполномоченного на организацию теплоснабжения и горячего водоснабжения в границах городского округа Тверь, и не соответствует требованиям Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве),  Департамент ЖКХ 01.10.2024 обратился в суд с настоящим заявлением.
     Суды первой и апелляционной инстанции не установили оснований для признания оспариваемого решения собрания кредиторов должника недействительным.
     Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых определения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
     Согласно пункту 1 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
     Исходя из положений статей 2, 126, 129, 139 и 142 Закона о банкротстве основной задачей конкурсного производства является реализация конкурсной массы должника для целей наиболее полного и соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Основным правом кредиторов в деле о банкротстве является право на получение имущественного удовлетворения их требований к должнику.
     В силу пункта 1.1 статьи 139 Закона о банкротстве порядок продажи имущества должника утверждается собранием кредиторов по предложению конкурсного управляющего.
     В случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных настоящим Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц (пункт 4 статьи 15 Закона о банкротстве).
     Следовательно, признание решения собрания кредиторов недействительным возможно при наличии следующих обстоятельств: если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц; если решение собрания кредиторов принято с нарушением установленных Законом о банкротстве пределов компетенции собрания кредиторов.
     В данном случае суды приняли во внимание, что должник осуществляет свою деятельность в условиях естественной монополии, является единственной теплоснабжающей организацией, обеспечивающей теплоснабжением город Тверь, в том числе социальные объекты, за счет соответствующего комплекса имущества, используемого для этих целей, вопрос о реализации которого принят обжалуемым решением собрания кредиторов Общества.
     Доводы Департамента ЖКХ о включении при утверждении Положения в состав реализуемого имущественного комплекса имущества, подлежащего возврату третьему лицу, а также имущества, права на которое не зарегистрированы, судебные инстанции отклонили, правомерно отметив, что при наличии у заявителя, а равно и иных лиц, прав и(или) самостоятельных притязаний в отношении спорного имущества они не лишены возможности защиты своих нарушенных прав соответствующим способом.
     Суды при этом указали, что избранный Департаментом ЖКХ способ защиты путем обжалования решения собрания кредиторов Общества не приведет к восстановлению прав вещного собственника (спор о праве).
     Иное из материалов дела не следует и Департаментом ЖКХ в кассационной жалобе не обосновано.
     Исследовав и оценив доводы заявителя и представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ, суды также пришли к выводу об отсутствии предусмотренной пунктом 4 статьи 15 Закона о банкротстве совокупности условий для признания оспариваемого решения собрания кредиторов недействительным, поскольку оно принято в пределах компетенции правомочного собрания кредиторов должника, и оснований полагать, что названное решение нарушает права и законные интересы как должника и лиц, участвующих в деле о банкротстве, так и иных лиц, не имеется.
     При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
     Приведенные в кассационной жалобе доводы, по сути, обусловлены несогласием Департамента ЖКХ с принятым в дальнейшем решением о передаче нереализованного на торгах имущественного комплекса должника в муниципальную собственность и порядком реализации данного решения, что не может быть положено в основу вывода о недействительности непосредственно оспариваемого в настоящем деле решения собрания кредиторов об утверждении Положения.
     Поскольку фактические обстоятельства дела установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     
     определение Арбитражного суда Тверской области от 06.03.2025 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2025 по делу № А66-7282/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.Н. Александрова


Судьи


Е.А. Герасимова

М.В. Трохова