Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



2

А56-75460/2024



870/2025-56697(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

07 ноября 2025 года

Дело №

А56-75460/2024


     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В.,                    Нестерова С.А.,
     при участии от индивидуального предпринимателя Кафанова Дмитрия Анатольевича Васильевой Д.А.(доверенность от 31.05.2024),
     рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кафанова Дмитрия Анатольевича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2025 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2025 по делу № А56-75460/2024,
     

у с т а н о в и л:

     
     Индивидуальный предприниматель Кафанов Дмитрий Анатольевич, ОГРНИП 320784700150441 (далее - Предприниматель), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), о признании незаконными решений от 15.07.2024 № 05-19-29878/24-0-0 и от 16.07.2024 № 05-26-29965/24-0-0 об отказе в заключении договоров на размещение объектов, размещение которых может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута.
     К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга, адрес: 191023, Санкт-Петербург, Караванная ул., д. 9, к. А, ОГРН 1099847031570, ИНН 7840424142 (далее - Комитет по благоустройству).
     Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2025 в удовлетворении заявления отказано.
     Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2025 данное решение оставлено без изменения.
     В кассационной жалобе Предприниматель, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 02.02.2025 и постановление от 20.05.2025, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
     По мнению подателя жалобы, размещение элементов благоустройства на тротуаре не запрещается действующим законодательством; с учетом ширины тротуара, размещение крылец не будет являться препятствием для движения пешеходов, кроме того, в настоящее время на тротуаре размещены иные объекты; доказательств, подтверждающих, что размещение крылец окажет негативное воздействие на условия безопасности движения пешеходов, Комитетом не представлено.
     В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержал доводы кассационной жалобы.
     Иные участвующие в деле лица извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела, предприниматель Кафанов Д.А. является арендатором помещений в здании с кадастровым номером 78:15:0843301:4793, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 69, лит. А, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 05.07.2022.
     Предприниматель обратился в Комитет с заявлениями от 14.06.2024 № 41-06/2024 и № 42-06/2024 о заключении договора на размещение объекта - элементов благоустройства территории - элементов входов и входных групп (лестница с перилами) арендуемых им помещений на территории, прилегающей к зданию, в котором они расположены.
     Комитетом приняты решения от 15.07.2024 № 05-26-29878/24-0-0 и от 16.07.2024 № 05-26-29965/24-0-0 об отказе в заключении договоров со ссылкой на подпункт 9 пункта 4 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 08.11.2019 № 521-118 «О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута» (далее -                       Закон № 521-118).
     В обоснование отказов Комитет указал, что испрашиваемые Предпринимателем участки расположены в границах тротуара проспекта Ветеранов, состоящего в перечне автомобильных дорог общего пользования регионального значения, утвержденном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.2011 № 300, и что исходя из положений статей 3, 29 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ), а также требований ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденные приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), использование тротуара для размещения объектов благоустройства не допускается.
     Предприниматель, полагая названные решения Комитета незаконными и нарушающими его права, обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
     Суды первой и апелляционной инстанций не установили наличия правовых оснований для удовлетворения заявленных Предпринимателем требований.
     Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
     Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 названной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
     Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, определены Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 (далее - Перечень).
     Порядок и условия размещения таких объектов на территории Санкт-Петербурга определены Законом Санкт-Петербурга № 521-118 (далее - Закон № 521-118).
     Согласно пункту 4 Перечня, в него включены элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.
     В силу пункта 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под элементами благоустройства понимаются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
     В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 приложения № 2 «Виды элементов благоустройства Санкт-Петербурга» к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961, к элементам благоустройства относятся входы, входные группы, элементы входов и входных групп (включая дверные конструкции, дверные заполнения, пандус, подъемник, навес, козырек, лестницу, площадку, ступени, ограждение, приямок, аппарели, поручни).
     Согласно приложению № 1 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017 № 40, элементами входов и входных групп являются: архитектурный проем, дверные конструкции, пандус, навес, козырек, лестница, ступени, ограждение, приямок.
     Исходя из положений приведенных правовых норм указанные в заявлениях Предпринимателя объекты - элементы входов и входных групп (лестница с перилами) - относятся к числу объектов, размещение которых осуществляется в порядке статьи 39.36 ЗК РФ.
     В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Закона № 521-118 элементы благоустройства территории - элементы входов и входных групп (лестницы, площадки, ступени, приямки) размещаются на земельных участках на основании договора, заключаемого с уполномоченным органом без проведения аукциона.
     Исходя из пункта 5 той же статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении договора без проведения аукциона в случаях, перечисленных в данном пункте, а также в случаях, перечисленных в подпунктах 1 - 6, 8, 9, 11 - 13, 15 пункта 4 статьи 4 Закона № 521-118.
     В соответствии с подпунктом 9 пункта 4 статьи 4 Закона № 521-118 уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на размещение объекта в случае, если размещение объекта на земельном участке и (или) использование земельного участка в указанных в заявлении целях не соответствует требованиям действующего законодательства, техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
     Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований указал, что испрашиваемые земельные участки расположены в границах тротуара пр. Ветеранов, состоящего в перечне автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, утвержденном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.2011 № 300, содержание которого обеспечивается Комитетом по благоустройству, сослался на положения статей 3, 29 Закона № 257-ФЗ и ГОСТ Р 50597-2017.
     Апелляционный суд, согласившись с выводами суда первой инстанции, отметил, что размещение элементов входных групп на испрашиваемых участках создаст препятствия для движения пешеходов, что является недопустимым, отклонив при этом доводы заявителя со ссылкой на определение понятия «тротуар», содержащееся в СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89», утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр (далее - СП 42.13330.2016), указав, что доказательства того, что спорные крыльца не создают препятствий пешеходам, материалы дела не содержат.
     При этом суды не учли следующее.
     Согласно пункту 3.35а СП 42.13330.2016 под тротуаром понимается территория улиц и дорог, сформированная вдоль проезжей части, входящая в состав поперечного профиля улиц, отделенная бортовым камнем и приподнятая над проезжей частью или обозначенная разметкой (или отделенная другим способом), предназначенная для движения пешеходов, размещения опор освещения, элементов благоустройства, озеленения.
     Положениями пунктов 1, 4, 6 части 2 статьи 29 Закона № 257-ФЗ, на которые сослались суды, установлен запрет пользователям автомобильными дорогами и иным осуществляющим использование автомобильных дорог лицам запрещается загрязнять дорожное покрытие, полосы отвода и придорожные полосы автомобильных дорог; создавать условия, препятствующие обеспечению безопасности дорожного движения; повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.
     Пунктом 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства, за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов.
     Размещение элементов благоустройства на тротуарах названными правовыми актами не исключено, запрещено создание препятствий для движения пешеходов.
     В выписке из ЕГРН в отношении здания, в котором расположены помещения, для размещения элементов входа в которые Предпринимателем испрашиваются участки, в плане первого этажа содержатся сведения об элементе, который согласно условным обозначениям в плане отображает вход  и лестницу (лист 9 выписки из ЕГРН от 05.07.2022).
     В составе приложений к заявлениям о заключении договоров на размещение объектов Предпринимателем представлены схемы расположения испрашиваемых участков, в том числе относительно здания и его элементов, а также автомобильной дороги.
     В этих схемах также отражены сведения о наличии элемента здания, выходящего на территорию тротуара, размерами, превосходящими испрашиваемые территории, приведены данные о взаимном расположении и соотношении размеров этого элемента и испрашиваемых территорий.
     Заявителем при рассмотрении дела в суде первой инстанции также представлены схемы с указанием информации о расстояниях между зданием и его элементами до проезжей части автомобильной дороги.
     Содержание названных документов, отображающих сведения о взаимном расположении испрашиваемых участков и элемента здания, выходящего на территорию тротуара, судами при рассмотрении дела не исследовано.
     Без анализа и оценки обстоятельств наличия элемента входа в здание, расположенного на тротуаре, его параметров, соотношения взаимного расположения этого элемента с испрашиваемыми участками, выводы судов относительно того, что размещение на испрашиваемых территориях указанных Предпринимателем объектов благоустройства создаст препятствия для движения пешеходов по тротуару (с учетом наличия на тротуаре относящегося к входу в здание элемента) не могут быть признаны обоснованными и соответствующими имеющимся в деле доказательствам.
     В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
     Поскольку судами не исследованы в полной мере доказательства, представленные в материалы дела, имеющие значение для установления юридически значимых обстоятельств спора, а совершение таких процессуальных действий выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции, решение от 02.02.2025 и постановление от 20.05.2025 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
     При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, исследовать обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, доводы и возражения сторон по существу спора, и на основании установленных обстоятельств разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, распределив судебные расходы, в том числе в связи с рассмотрением дела в суде кассационной инстанции.
     Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа


п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2025 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2025 по делу                                     № А56-75460/2024 отменить.
     Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Председательствующий

Е.В. Чуватина

Судьи

А.В. Кадулин
С.А. Нестеров