Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



7

А05-8881/2024



908/2025-57115(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Санкт-Петербург

12 ноября 2025 года

Дело №

А05-8881/2024

       Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе               председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А.,                       Мунтян Л.Б.,  
      при участии от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области Жгилева А.Н. (доверенность                         от 09.01.2023),
      рассмотрев 06.11.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации              по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.11.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2025 по делу № А05-8881/2024,    
     
                                                  у с т а н о в и л :
     Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор»,                         адрес: 163046, г. Архангельск, ул. Поморская, д. 45, пом. 1-Н,                              ОГРН 1187746816608, ИНН 7743274766 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области, адрес: 163069, г. Архангельск, Воскресенская ул., д. 3,                          ОГРН 1022900522127, ИНН 2901071427 (далее - Управление, УМВД),                       о признании незаконным отказа в предоставлении информации, выраженного в письме от 08.07.2024 № 3/247807409227.
     Решением суда первой инстанции от 22.11.2024, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.02.2025, признано недействительным выраженное в письме от 08.07.2024                              № 3/247807409227 решение Управления об отказе в представлении Обществу сведений о зарегистрированных гражданах в части адресов, имеющих указание населенного пункта, дома, квартиры. В удовлетворении остальной части требований отказано. На Управление возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов Общества путем предоставления ему указанной в запросе от 27.06.2024                                       № 18698/06-24 информации о гражданах, зарегистрированных по отраженным в запросе адресам, имеющим указание населенного пункта, дома, квартиры.
      В кассационной жалобе Управление просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый судебный акт - об отказе в заявленных требованиях, поскольку действия по отказу в предоставлении Обществу спорных сведений являются правомерными. Для расчета и получения платы за оказание услуг Обществу необходимо обладать информацией о количестве зарегистрированных граждан, Управление ведет личностный (пофамильный), а не адресный учет граждан.
     Общество в отзыве просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
     Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.07.2025 производство по кассационной жалобе Управления приостанавливалось                   до публикации Верховным Судом Российской Федерации (далее - ВС РФ) итоговых судебных актов по результатам рассмотрения кассационных жалоб по делам № А53-33157/2024, А53-35540/2024, А53-32928/2024.
      Определениями ВС РФ от 14.07.2025 № 308-ЭС25-5931 по делу                       № А53-33157/2024, от 01.09.2025 № 308-ЭС25-7475 по делу                                    № А53-35540/2024, от 14.07.2025 № 308-ЭС25-5930 по делу                                       № А53-32928/2024 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.
       Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа                          от 04.09.2025 назначено судебное заседание по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по кассационной жалобе и о возможности ее рассмотрения в том же судебном заседании.
      В соответствии со статьей 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд возобновляет производство по делу по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, либо до их устранения по заявлению лица, по ходатайству которого производство по делу было приостановлено.
       Поскольку в настоящее время обстоятельства, послужившие основанием для приостановления производства по кассационной жалобе, устранены, производство по кассационной жалобе подлежит возобновлению. Препятствий для рассмотрения кассационной жалобы в настоящем судебном заседании                не имеется, возражений на это сторонами не заявлено.
     В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество  является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), а также включено в Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, как лицо, ведущее деятельность по оказанию коммунальной услуги по обращению с ТКО, на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 30.04.2020 № 84.
     На основании Соглашения об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории Архангельской области                    от 29.10.2019, заключенного с Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - Минприроды АО), Общество с 01.01.2020 приступило к осуществлению указанной деятельности в качестве регионального оператора по обращению с ТКО.
     С целью идентификации потребителей оказываемой услуги по обращению с ТКО, собственников (пользователей) жилых помещений, корректировки информации, содержащейся в лицевых счетах, правильного начисления коммунальной платы Общество направило Управлению письмо  от 27.06.2024 исх. № 18698/06-24 об оказании содействия в предоставлении имеющихся в распоряжении УМВД сведений, составляющих персональные данные граждан, являющихся потребителями услуги по обращению с ТКО (ФИО, дата рождения, а также количество пользователей помещений).                       К письму Общество приложило реестр адресов жилых помещений, в котором содержались сведения о номере лицевого счета, адресе с указанием населенного пункта, номера дома и квартиры (по большинству лицевых счетов).
     Управление в ответе от 08.07.2024 исх. № 3/247807409227 сообщило Обществу, что его обращение направлено в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - АО и НАО) для рассмотрения в рамках компетенции. В ответе также было указано, что решение, принятое УМВД, Общество вправе обжаловать в суд в порядке, установленном действующим законодательством.
     Управление Росреестра по АО и НАО направило Обществу письмо                  от 12.07.2024 исх. № 11-19/0094, в котором сообщило, что обращение заявителя, поступившее 10.07.2024 из УМВД, направлено для рассмотрения по существу в филиал публично-правовой компании (далее - ППК) «Роскадастр» по АО и НАО.
     В свою очередь, филиал ППК «Роскадастр» по АО и НАО в направленном заявителю письме от 24.07.2024 № 11-04/10/24 сообщил, что Единый государственный реестр сведений о недвижимости не содержит сведений о регистрации и (или) проживании граждан по определенному адресу.
     Полагая, что УМВД, обладающее запрашиваемой информацией как орган, уполномоченный вести учет и регистрацию граждан, фактически отказало Обществу в предоставлении сведений о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях, расположенных на территории Архангельской области, и такой отказ является неправомерным, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось  в суд.
     Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично.
     Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
     Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
     В силу статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ                            «О персональных данных» (далее - Закон № 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или              косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
     Оператор - в том числе юридическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующее и (или) осуществляющее обработку персональных данных.
     Обработка персональных данных - любое  действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с персональными данными, включая их сбор, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу (предоставление, доступ).      
     Предоставление персональных данных - действия, направленные на их раскрытие определенному лицу или определенному кругу лиц.  
     Статьей 17 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» предусмотрено, что полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей,                                с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (часть 1); формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации (часть 2); внесению в банки данных подлежит информация, в том числе о  лицах - гражданах Российской Федерации, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации (пункт 24                 части 3); обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных (часть 7).
     Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установлено, что в целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет                   адресно-справочную работу (часть 13); адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается; порядок предоставления                                адресно-справочной информации и порядок организации и ведения                адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 14).
     В соответствии с Положением об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.07.2017 № 517, УМВД выполняет, в том числе, полномочия по                  осуществлению: выдачи и замены гражданам Российской Федерации документов, удостоверяющих их личность на территории Российской Федерации;  регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; адресно-справочной работы.  
     Положениями Закона № 152-ФЗ установлено, что обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и допускается в случае, если она, в частности,  необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (пункт 5 части 1 статьи 6).
     Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2018 № 1810-О  пункт 5 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ                направлен на реализацию принципа надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации), обеспечивает защиту прав участников договорных отношений, в том числе по предоставлению коммунальных услуг.
     Положениями частей 1, 5 статьи 24.7 Федерального закона                                 от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»,                                          статьями 30, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) императивно закреплена обязанность собственников ТКО (уполномоченных ими лиц) по заключению договоров по оказанию услуг по обращению с ТКО  с региональным оператором.
     Пунктами 6, 19, 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), установлено, что сведениями о потребителе, необходимыми региональному оператору для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, являются, в том числе: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме.
     При этом, как указано в пунктах 6 и 148(1) Правил № 354, предоставление названных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу того же пункта 5 части 1 статьи 6 Закона                           № 152-ФЗ.
     Согласно части 8 статьи 9 Закона № 152-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося  субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в том числе в пунктах 2-11 части 1 статьи 6 данного Закона.     
     В силу части 16 статьи 155 ЖК РФ при привлечении юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за коммунальные услуги, представителей для осуществления расчетов с собственниками жилых помещений и взимания платы за коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.   
     Согласно постановлению Минприроды АО от 24.03.2022 № 5п                                 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных                   отходов  на территории Архангельской области» расчетной  единицей в                       отношении многоквартирных и индивидуальных жилых домов                            является - 1 проживающий.   
     УМВД не спорит с наличием в данном конкретном случае оснований, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ, злоупотребление Обществом правом не доказано, получение им соответствующих сведений не снимает с него дальнейшей обязанности по соблюдению защиты персональных данных.  Выше отмечено, что Общество включено в Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, то есть является оператором персональных данных                     потребителей - физических лиц, являющихся стороной публичного договора на оказание услуги по обращению с ТКО.
     В определении суда первой инстанции от 10.04.2025 об отказе в удовлетворении ходатайства Управления об отсрочке исполнения решения суда установлено, что решение по настоящему делу в части возложения на Управление обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов Общества путем предоставления ему указанной в запросе от 27.06.2024 № 18698/06-24 информации исполнено Управлением: CDдиск с файлом «Список ЭкоИнтегратор» объемом 295,49 Кб с сопроводительным письмом  от 19.03.2025 № 5/6/1763 получен Обществом 26.03.2025.
     Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств обжалуемые судебные акты по существу являются правильными, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих их отмену, не допущено, оценка доказательств произведена с учетом требований статей 9, 65-71,                    200-201 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
     Судебные акты по составу запрошенных сведений соответствуют                также Определениям ВС РФ от 30.10.2025 № 302-ЭС25-10852, от 29.09.2025                    № 308-ЭС25-8779, от 14.07.2025 № 308-ЭС25-5930, от 25.04.2025                                   № 308-ЭС25-2823, от 30.01.2025 № 308-ЭС24-23369, от 24.09.2024                               № 302-ЭС24-15527, от 24.05.2024 № 309-ЭС23-25340.
      Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, достаточности, достоверности, не допускается             (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации                         от 30.06.2020  № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
      Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
       Руководствуясь статьями 146, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
     

п о с т а н о в и л:

     производство по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.11.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2025 по делу            № А05-8881/2024  возобновить.
     Решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.11.2024  и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда                       от 24.02.2025 по делу № А05-8881/2024 оставить без изменения,                                 а кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области - без удовлетворения.  
     

Председательствующий

В.М. Толкунов

Судьи

О.А. Алешкевич


Л.Б. Мунтян