Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б., при участии от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области Жгилева А.Н. (доверенность от 09.01.2023), рассмотрев 06.11.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.11.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2025 по делу № А05-8881/2024, у с т а н о в и л : Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор», адрес: 163046, г. Архангельск, ул. Поморская, д. 45, пом. 1-Н, ОГРН 1187746816608, ИНН 7743274766 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области, адрес: 163069, г. Архангельск, Воскресенская ул., д. 3, ОГРН 1022900522127, ИНН 2901071427 (далее - Управление, УМВД), о признании незаконным отказа в предоставлении информации, выраженного в письме от 08.07.2024 № 3/247807409227. Решением суда первой инстанции от 22.11.2024, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.02.2025, признано недействительным выраженное в письме от 08.07.2024 № 3/247807409227 решение Управления об отказе в представлении Обществу сведений о зарегистрированных гражданах в части адресов, имеющих указание населенного пункта, дома, квартиры. В удовлетворении остальной части требований отказано. На Управление возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов Общества путем предоставления ему указанной в запросе от 27.06.2024 № 18698/06-24 информации о гражданах, зарегистрированных по отраженным в запросе адресам, имеющим указание населенного пункта, дома, квартиры. В кассационной жалобе Управление просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый судебный акт - об отказе в заявленных требованиях, поскольку действия по отказу в предоставлении Обществу спорных сведений являются правомерными. Для расчета и получения платы за оказание услуг Обществу необходимо обладать информацией о количестве зарегистрированных граждан, Управление ведет личностный (пофамильный), а не адресный учет граждан. Общество в отзыве просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения. Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.07.2025 производство по кассационной жалобе Управления приостанавливалось до публикации Верховным Судом Российской Федерации (далее - ВС РФ) итоговых судебных актов по результатам рассмотрения кассационных жалоб по делам № А53-33157/2024, А53-35540/2024, А53-32928/2024. Определениями ВС РФ от 14.07.2025 № 308-ЭС25-5931 по делу № А53-33157/2024, от 01.09.2025 № 308-ЭС25-7475 по делу № А53-35540/2024, от 14.07.2025 № 308-ЭС25-5930 по делу № А53-32928/2024 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ. Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.09.2025 назначено судебное заседание по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по кассационной жалобе и о возможности ее рассмотрения в том же судебном заседании. В соответствии со статьей 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд возобновляет производство по делу по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, либо до их устранения по заявлению лица, по ходатайству которого производство по делу было приостановлено. Поскольку в настоящее время обстоятельства, послужившие основанием для приостановления производства по кассационной жалобе, устранены, производство по кассационной жалобе подлежит возобновлению. Препятствий для рассмотрения кассационной жалобы в настоящем судебном заседании не имеется, возражений на это сторонами не заявлено. В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), а также включено в Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, как лицо, ведущее деятельность по оказанию коммунальной услуги по обращению с ТКО, на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 30.04.2020 № 84. На основании Соглашения об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории Архангельской области от 29.10.2019, заключенного с Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - Минприроды АО), Общество с 01.01.2020 приступило к осуществлению указанной деятельности в качестве регионального оператора по обращению с ТКО. С целью идентификации потребителей оказываемой услуги по обращению с ТКО, собственников (пользователей) жилых помещений, корректировки информации, содержащейся в лицевых счетах, правильного начисления коммунальной платы Общество направило Управлению письмо от 27.06.2024 исх. № 18698/06-24 об оказании содействия в предоставлении имеющихся в распоряжении УМВД сведений, составляющих персональные данные граждан, являющихся потребителями услуги по обращению с ТКО (ФИО, дата рождения, а также количество пользователей помещений). К письму Общество приложило реестр адресов жилых помещений, в котором содержались сведения о номере лицевого счета, адресе с указанием населенного пункта, номера дома и квартиры (по большинству лицевых счетов). Управление в ответе от 08.07.2024 исх. № 3/247807409227 сообщило Обществу, что его обращение направлено в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - АО и НАО) для рассмотрения в рамках компетенции. В ответе также было указано, что решение, принятое УМВД, Общество вправе обжаловать в суд в порядке, установленном действующим законодательством. Управление Росреестра по АО и НАО направило Обществу письмо от 12.07.2024 исх. № 11-19/0094, в котором сообщило, что обращение заявителя, поступившее 10.07.2024 из УМВД, направлено для рассмотрения по существу в филиал публично-правовой компании (далее - ППК) «Роскадастр» по АО и НАО. В свою очередь, филиал ППК «Роскадастр» по АО и НАО в направленном заявителю письме от 24.07.2024 № 11-04/10/24 сообщил, что Единый государственный реестр сведений о недвижимости не содержит сведений о регистрации и (или) проживании граждан по определенному адресу. Полагая, что УМВД, обладающее запрашиваемой информацией как орган, уполномоченный вести учет и регистрацию граждан, фактически отказало Обществу в предоставлении сведений о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях, расположенных на территории Архангельской области, и такой отказ является неправомерным, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в суд. Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично. Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению. В силу статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон № 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Оператор - в том числе юридическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующее и (или) осуществляющее обработку персональных данных. Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с персональными данными, включая их сбор, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу (предоставление, доступ). Предоставление персональных данных - действия, направленные на их раскрытие определенному лицу или определенному кругу лиц. Статьей 17 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» предусмотрено, что полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (часть 1); формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации (часть 2); внесению в банки данных подлежит информация, в том числе о лицах - гражданах Российской Федерации, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации (пункт 24 части 3); обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных (часть 7). Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установлено, что в целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет адресно-справочную работу (часть 13); адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается; порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 14). В соответствии с Положением об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.07.2017 № 517, УМВД выполняет, в том числе, полномочия по осуществлению: выдачи и замены гражданам Российской Федерации документов, удостоверяющих их личность на территории Российской Федерации; регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; адресно-справочной работы. Положениями Закона № 152-ФЗ установлено, что обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и допускается в случае, если она, в частности, необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (пункт 5 части 1 статьи 6). Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2018 № 1810-О пункт 5 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ направлен на реализацию принципа надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации), обеспечивает защиту прав участников договорных отношений, в том числе по предоставлению коммунальных услуг. Положениями частей 1, 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьями 30, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) императивно закреплена обязанность собственников ТКО (уполномоченных ими лиц) по заключению договоров по оказанию услуг по обращению с ТКО с региональным оператором. Пунктами 6, 19, 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), установлено, что сведениями о потребителе, необходимыми региональному оператору для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, являются, в том числе: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме. При этом, как указано в пунктах 6 и 148(1) Правил № 354, предоставление названных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу того же пункта 5 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ. Согласно части 8 статьи 9 Закона № 152-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в том числе в пунктах 2-11 части 1 статьи 6 данного Закона. В силу части 16 статьи 155 ЖК РФ при привлечении юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за коммунальные услуги, представителей для осуществления расчетов с собственниками жилых помещений и взимания платы за коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется. Согласно постановлению Минприроды АО от 24.03.2022 № 5п «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области» расчетной единицей в отношении многоквартирных и индивидуальных жилых домов является - 1 проживающий. УМВД не спорит с наличием в данном конкретном случае оснований, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ, злоупотребление Обществом правом не доказано, получение им соответствующих сведений не снимает с него дальнейшей обязанности по соблюдению защиты персональных данных. Выше отмечено, что Общество включено в Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, то есть является оператором персональных данных потребителей - физических лиц, являющихся стороной публичного договора на оказание услуги по обращению с ТКО. В определении суда первой инстанции от 10.04.2025 об отказе в удовлетворении ходатайства Управления об отсрочке исполнения решения суда установлено, что решение по настоящему делу в части возложения на Управление обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов Общества путем предоставления ему указанной в запросе от 27.06.2024 № 18698/06-24 информации исполнено Управлением: CDдиск с файлом «Список ЭкоИнтегратор» объемом 295,49 Кб с сопроводительным письмом от 19.03.2025 № 5/6/1763 получен Обществом 26.03.2025. Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств обжалуемые судебные акты по существу являются правильными, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих их отмену, не допущено, оценка доказательств произведена с учетом требований статей 9, 65-71, 200-201 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи. Судебные акты по составу запрошенных сведений соответствуют также Определениям ВС РФ от 30.10.2025 № 302-ЭС25-10852, от 29.09.2025 № 308-ЭС25-8779, от 14.07.2025 № 308-ЭС25-5930, от 25.04.2025 № 308-ЭС25-2823, от 30.01.2025 № 308-ЭС24-23369, от 24.09.2024 № 302-ЭС24-15527, от 24.05.2024 № 309-ЭС23-25340. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ). Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ). Руководствуясь статьями 146, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: производство по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.11.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2025 по делу № А05-8881/2024 возобновить. Решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.11.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2025 по делу № А05-8881/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области - без удовлетворения. |