Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



6

А44-2573/2024



941/2025-57522(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

24 ноября 2025 года

Дело №

А44-2573/2024

        Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2025 года.
         Постановление в полном объеме изготовлено 24  ноября 2025 года
     
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Елагиной О.К., судей  Боголюбовой Е.В. и Дмитриева В.В.,
     при участии от   специализированной некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Новгородской области» Журавского В.Н. по доверенности от 15.05.2025 № 1 и Татарашвили В.С. по доверенности от 07.03.2025 № 7,    
     рассмотрев 24.11.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу специализированной некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Новгородской области» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 17.03.2025 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2025 по делу  № А44-2573/2024,

у с т а н о в и л:

     общество с ограниченной ответственностью «Имидж управление», адрес: 173016, Великий Новгород, проспект Александра Корсунова, дом 12, офис 12, ОГРН 1175321009115, ИНН 5321192737 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к специализированной некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Новгородской области», адрес: 173008, Великий Новгород, Сырковское шоссе, дом 2А, офис 722, ОГРН 1135300000857, ИНН 5321801523 (далее - Фонд), об обязании в течение                      60-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести работы по замене трубопровода водоснабжения из напорных полиэтиленовых труб низкого давления среднего типа наружным диаметром 90 мм на вводе в многоквартирный дом, расположенный по адресу: Великий Новгород, Тихвинская улица, дом 1/11 (далее - МКД).
     К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены:
     - акционерное общество «Новгородский водоканал», адрес: 173003, Великий Новгород, улица Германа, дом 33 ОГРН 1245300004773, ИНН 5300016868;
     - общество с ограниченной ответственностью «Милава», адрес: 173023, Великий Новгород, улица Ломоносова, дом 22Б, ОГРН 1025300816518, ИНН 5321064799;
     - государственное областное бюджетное учреждение «Эксплуатационно-транспортная служба Правительства Новгородской области», адрес: 173015, Великий Новгород, Инженерная улица, дом 2, ОГРН 1135321002585, ИНН 5321161778.
     Определением суда от 04.10.2024 по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено индивидуальному предпринимателю Савельеву Павлу Андреевичу экспертам Савельеву Андрею Александровичу и  Савельеву Павлу Андреевичу.
     Заключение экспертов от 06.12.2024 № 061/16/24 поступило в арбитражный суд 09.12.2024.
     Решением Арбитражного суда Новгородской области от 17.03.2025 (с учетом определения Арбитражного суда Новгородской области от 16.04.2025 об исправлении описки), оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2025, исковые требования удовлетворены.  
     Оспаривая законность вынесенных судами первой и апелляционной инстанций судебных актов, Фонд обратился в Арбитражный суд  Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление изменить, указав на выполнение работ за счет средств фонда капитального ремонта МКД, сформированного исходя из минимального взноса на капитальный ремонт.
     По мнению подателя жалобы, суды двух инстанций не учли, что работы по капитальному ремонту ввода трубопровода холодного водоснабжения в МКД не были заложены в дефектную ведомость и в смету договора от 15.07.2019 № 48/2019 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - договор), в связи с чем у Фонда отсутствовала обязанность по организации и финансированию капитального ремонта в данной части, а 01.06.2023 общим собранием собственников помещений МКД принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном банковском счете, поэтому с указанной даты собственники МКД сами должны организовывать капитальный ремонт своего общего имущества; выполнение Фондом заявленных истцом требований приведет к нецелевому и необоснованному расходованию бюджетных средств, что недопустимо со стороны Фонда.
     Представители Фонда в судебном заседании кассационной инстанции поддержали доводы жалобы в полном объеме.
     Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
     По общему правилу арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 286 АПК РФ).
     Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителей Фонда, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
     Как видно из материалов дела и установлено судами, Общество является управляющей организацией МКД на основании договора от 09.09.2019 (в редакции от 05.05.2022).
     Постановлением Правительства Новгородской области от 03.02.2014 № 46 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области, на               2014-2043 годы, в которую включены на плановый период 2017-2019 годов проведение капитального ремонта системы холодного водоснабжения и установка приборов учета МКД.
     В целях реализации утвержденной региональной программы 15.07.2019 между Фондом (заказчиком) и обществом с ограниченной ответственностью «Персонал» (далее - ООО «Персонал»; подрядчиком) заключен договор, по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, указанных в перечне многоквартирных домов (приложение                 № 1 к договору), в сроки и на условиях договора, а заказчик обязался принять и оплатить работы в порядке, предусмотренном договором.
     В силу пункта 27 указанного перечня в предмет договора входили работы по ремонту системы холодного водоснабжения спорного МКД.
     Предусмотренные договором работы выполняются в соответствии с техническим заданием (приложение № 2 к договору), графиками выполнения работ (приложение № 3 к договору), сметной документацией, разработанной и утвержденной заказчиком и согласованной подрядчиком, условиями договора и действующим законодательством (пункт 1.2 договора).
     К договору сторонами утверждена локальная смета № 48/2019 на капитальный ремонт систем холодного водоснабжения МКД, общая стоимость работ по ней составила 758 497 руб.
     Пунктом 7 данной сметы была предусмотрена прокладка трубопровода водоснабжения из напорных полиэтиленовых труб низкого давления среднего типа наружным диаметром 90 мм.
     Сторонами договора подписан акт о приемке выполненных работ от 10.12.2019              № 48/28 на сумму 365 406 руб. 70 коп., в котором не зафиксировано выполнение работ по прокладке труб диаметром 90 мм.
     Акт приемки законченного капитальным ремонтом многоквартирного дома подписан комиссией 10.12.2019.
     Согласно сведениям ЕГРЮЛ ООО «Персонал» 05.04.2023 ликвидировано в связи с завершением конкурсного производства в деле о несостоятельности (банкротстве).
     Общество 14.02.2024 составило акт внеочередного осмотра подвального помещения МКД (том 1, лист дела 101) по жалобам собственников МКД на плохой напор воды, в котором указало, что ввод холодного водоснабжения при капитальном ремонте не менялся, труба ржавая, имеются многочисленные протечки, давление воды на вводе ниже нормы.
     Впоследствии Общество обратилось к Фонду с претензией от 19.03.2024 № 197, потребовав устранить недостатки проведенного капитального ремонта МКД, а именно выполнить работы по замене ввода холодного водоснабжения, которые в ходе капитального ремонта проведены не были.
     Фонд в ответе от 18.04.2024 № РФК-1665-И на претензию сообщил, что ввод не был заменен в ходе капитального ремонта ввиду невозможности замены только части трубопровода (в границах МКД) без замены участка трубопровода от МКД до колодца, предложил обратиться в ресурсоснабжающую организацию  с учетом балансовой принадлежности трубопровода.
     Неурегулирование спора в досудебном порядке послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
     Суд первой инстанции иск удовлетворил.
     Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
     Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что она удовлетворению не подлежит.
     В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за  исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
     Согласно части 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ; здесь и далее в редакции, действовавшей на дату заключения договора) региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
     В силу части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в частности:
     1) в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 189 ЖК РФ, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;
     2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;
     3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;
     4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;
     5) осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме;
     11) нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
     На основании части 6 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
     Исходя из части 7 статьи 182 ЖК РФ, возмещение региональному оператору средств, израсходованных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта, осуществляется за счет последующих взносов на капитальный ремонт собственников помещений в этом многоквартирном доме.
     Как определено частью 1 статьи 166 ЖК РФ, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
     1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
     2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
     3) ремонт крыши;
     4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
     5) ремонт фасада;
     6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
     Частью 1 статьи 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
     В рассматриваемом случае суды двух инстанций удовлетворили требования Общества о возложении на Фонд обязанности по замене трубопровода водоснабжения из напорных полиэтиленовых труб низкого давления среднего типа наружным диаметром  90 мм на вводе в МКД, установив, с учетом содержания договора между Обществом и ресурсоснабжающей организацией, что начиная с границы МКД трубопровод холодного водоснабжения входит в состав общедомового имущества, в связи с чем данная часть трубопровода подлежала замене в ходе выполнения работ по капитальному ремонту систем холодного водоснабжения МКД в рамках договора, однако фактически заменена не была.
     Доводы подателя жалобы о том, что данные работы не были заложены в дефектную ведомость и в смету договора, противоречат содержанию данных документов и направлены на переоценку доказательств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286 и 287 АПК РФ.
     При этом никакого обоснования причин, по которым ввод в МКД не подлежал замене в ходе капитального ремонта системы холодного водоснабжения (помимо признанных несостоятельными судами первой и апелляционной инстанций), кассационная жалоба не содержит.
     Вопреки мнению подателя жалобы, средства фонда капитального ремонта, сформированного взносами собственников помещений многоквартирного дома, не являются единственным источником средств, за счет которых региональный оператор обязан организовать в рамках утвержденной региональной программы капитальный ремонт такого дома.
     Поскольку обязанность Фонда по надлежащему выполнению капитального ремонта системы холодного водоснабжения МКД в рамках утвержденной региональной программы, в том числе по замене соответствующего ввода в МКД, возникла до принятия общим собранием собственников помещений МКД решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном банковском счете, суды двух инстанций пришли к верному выводу о том, что эта обязанность должна быть исполнена Фондом в соответствии с частью 1 статьи 182 ЖК РФ за счет любых не запрещенных законом средств.
     В силу статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
     Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
     Расходы по уплате государственной пошлины распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ.
     Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда Новгородской области от 17.03.2025 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2025 по делу                              № А44-2573/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу специализированной некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Новгородской области» - без удовлетворения.

Председательствующий

О.К. Елагина

Судьи

Е.В. Боголюбова
 В.В. Дмитриев